Повар, диспетчер, любящая бабушка

В 80-е годы большой популярностью у жителей Нальчика и гостей столицы республики пользовалось кафе «Гренада», что на проспекте Ленина (к сожалению, сегодня его не существует). Известность свою оно получило не только своей доступностью (его посещали люди как с хорошим и средним достатком, так и студенты), но и вкусными блюдами, приготовленными замечательным персоналом заведения. В том числе – поваром 6-го разряда Лидой Каляковой.

Прошли годы, и наша героиня променяла кухонную плиту на пункт связи пожарной части. Этому способствовали не только перемены в личной жизни Лиды, которая к тому времени успела выйти замуж и родить троих детей, но и смена владельца «Гренады».

Новую работу Каляковой искать не пришлось – она сама нашла Лиду. Зачем ее искать, если она находится на расстоянии вытянутой руки… через забор? Каляковы живут рядом с пожарной частью (точнее, ПЧ-14 там находилась до марта 2013 года), Лида частенько захаживала туда, приносила обед мужу и наблюдала за суетливыми действиями огнеборцев.

В 1996 году в пожарную часть стали набирать женщин-диспетчеров и Калякова, по рекомендации многолетнего начальника подразделения Хатизы Шогенова, устроилась в ПЧ-14.

Не счесть, сколько раз за 27 лет работы в противопожарной службе Лида Худиновна высылала на тушение пожаров и ликвидацию последствий дорожно-транспортных и иных происшествий родной караул:

— В такие минуты выкладываешься по полной программе, — делится Калякова. — Пока личный состав караула не выполнит поставленные задачи и не вернется в расположение, невозможно передохнуть спокойно. Причем, переживаешь как за ребят, так и за пострадавших. Хочется, чтобы люди, в дом которых пришла беда, не понесли значительного материального ущерба, их жизни и здоровью ничто больше не угрожало, а огнеборцы как можно скорее вернулись в часть в добром здравии и с чувством выполненного долга.

По словам Лиды Каляковой, работа диспетчера не такая уж и легкая, как это себе представляют многие: сиди в кресле у телефона и принимай сообщения. Но это далеко не так, здесь тоже есть свои сложности.

— Понимаю людей, у которых случился пожар. Знаю, какое зло может он причинить. Но когда пострадавшие начинают утверждать, что они не смогли дозвониться до пожарной охраны, а огнеборцы приехали с большим запозданием и, тем более, без воды, меня это сильно задевает. Не может такого быть! Как показывает практика, вместо того, чтобы сообщить о пожаре в экстренные службы, люди зачастую приступают к его тушению самостоятельно. И только потом, когда видят, что им не справиться с огнем, начинают звонить в пожарную охрану. К моменту прибытия боевых расчетов к месту вызова он набирает силу и уничтожает все, что попадется на его пути. Огнеборцы не волшебники и не могут в мгновение потушить пожар, но его последствия можно уменьшить многократно, если своевременно сообщить о случившемся в службу спасения. А машины у нас, как и в любом пожарном подразделении, всегда стоят в депо заправленные огнетушащими веществами и горюче-смазочными материалами.

Вообще, работа в пожарной охране стала для Каляковых делом жизни. Да и как иначе, если пожарная часть находилась в метре от дома? Наверное, именно по этой причине свою судьбу с противопожарной службой связали не только Лида, но и ее муж Мартин (проработал в пожарной охране свыше 15 лет, сейчас находится на пенсии) и старший сын Мухамед, который пошел по стопам отца и с 2011 года работает водителем пожарного автомобиля в той же части, что и родители. Целая династия огнеборцев, возглавляемая женщиной-диспетчером (в силу ее «пожарного» стажа, разумеется).

Кроме троих детей у Лиды две внучки и четыре внука. Естественно, чтобы побаловать своих внучат, в свободное от работы время она занимается домашним хозяйством: выращивает малину, разводит птиц. Сегодня Лида Худиновна справляет юбилей. Мы поздравляем нашу коллегу с этим знаменательным событием и желаем ей крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни на радость родным и близким.