Зейтун Казиев: «За чрезмерное желание поскорее попасть домой мы едва не расплатились своей жизнью»

На днях свое 60-летие отметил Зейтун Казиев, один из опытнейших спасателей Кабардино-Балкарской противопожарно-спасательной службы, который большую часть своей жизни (35 лет) посвятил делу спасения людей, попавших в экстренную ситуацию.

Начинал свою трудовую деятельность Зейтун, больше известный в кругу друзей, знакомых и коллег как Аслан, инструктором по горному туризму на туристической базе «Голубые озёра». Благо, родился он и вырос в селении Бабугент, что в пяти километрах от всемирно известных карстовых озёр.

Во времена СССР существовал «101-й туристический маршрут». Он начинался в Нальчике и проходил через турбазу «Голубые озёра», Северный и Южный приюты, перевал Гезе-Вцек, Шови, Кутаиси и Чакву. За перевалом туристы оказывались в Грузии, в нескольких километрах от Чёрного моря, и купались в теплых водах Аджарии. За преодоление «101-го маршрута» его участникам вручался значок «Турист СССР». Сейчас по этому маршруту попасть в Грузию невозможно, так как на месте Северного приюта находится пограничная застава и туристский маршрут закрыт для передвижения.

Зейтун Хангериевич принимал активное участие в проведении этого маршрута, переводил туристов через перевал Гезе-Вцек в Грузию. И тот период жизни вспоминает с особой теплотой:

– К нам на «Голубые озёра» приезжали туристы со всех уголков Советского Союза. Никто никого не делил по национальным признакам или вероисповеданию. Все мы были граждане великой страны СССР, как одна семья, всегда и во всем поддерживали друг друга. Представьте себе, что для перехода через Гезе-Вцек в одну туристическую группу собираются по 45-50 человек из разных регионов Союза. Практически никто из них не знаком друг с другом. Тем не менее, во время переходов через перевал все они держались вместе, приходили на выручку товарищу по группе, если кому-нибудь из них становилось плохо. Наверное, это то, чего больше всего нашему обществу не хватает сегодня.

Учитывая большой опыт работы с туристами в горах, осенью 1984 года Зейтун Казиев, по предложению тогдашнего начальника контрольно-спасательной службы республики Олега Ломакина, перевелся в инструкторы-спасатели. А еще через год возглавил контрольно-спасательный отряд Черекского (тогда – Советского) района.

Возвращаясь во времена СССР стоит отметить, что с реалиями сегодняшней жизни Зейтуну Казиеву пришлось столкнуться в далеком 1988 году, когда в Армении произошло сильное землетрясение и он в составе группы спасателей из Кабардино-Балкарии в течение 17 дней принимал участие в проведении поисково-спасательных работ.

Зейтун Хангериевич с большой неохотой вспоминает те тяжелые дни пребывания в Ленинакане:

– На ликвидации последствий стихийного бедствия я работал в составе бригады из четырех человек. С первых же минут работы в Ленинакане все наши усилия были направлены на спасение раненых и оставшихся под завалами зданий живых людей. За период пребывания в Армении нашей группе удалось извлечь из-под завалов свыше полутора сотен живых людей, многие из которых были ранены и нуждались в срочной медицинской помощи. Об отдыхе не могло быть и речи: на месте проведения поисково-спасательной операции было очень мало профессионалов-спасателей, потому приходилось работать на пределе сил и возможностей. Нужно было в максимально сжатые сроки постараться спасти как можно больше людей. Это была ужасная и масштабная трагедия. Тем не менее, когда мы по окончании командировки возвращались на Родину через Азербайджан, нашлись националисты, открыто обвинившие нас в оказании помощи пострадавшему от стихийного бедствия армянскому населению Ленинакана. Надо отдать должное сотрудникам силовых структур Азербайджана, которые настоятельно рекомендовали нам в целях безопасности ехать домой через Грузию. Мы прислушались к их совету, однако и здесь нас поджидала опасность: во время передвижения по Военно-Грузинской дороге наш автобус едва не попал под селевой поток, вызванный продолжительными дождями в горах. В целях нашей же безопасности грузинские милиционеры не хотели нас пропускать из-за надвигающегося селя, но мы упросили их, пообещав быть осторожными. За авантюру и чрезмерное желание поскорее попасть домой мы едва не расплатились своей жизнью.

«101-й маршрут» и стихийное бедствие: вот так дружба народов СССР проявилась в совершенно противоположных ситуациях. А ведь между этими событиями всего лишь какие-то пять лет!

После командировки в Армению Зейтун Казиев десятки раз принимал участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, терактов и техногенных катастроф, произошедших как на территории КБР, так и всего Северного Кавказа. Вместе со своими коллегами спас немало человеческих жизней.

Конечно, учитывая возраст, сегодня Зейтуну Хангериевичу нелегко тягаться с молодыми спасателями в плане физической подготовки. Тем не менее, большой опыт работы и высокое профессиональное мастерство позволяют ему и сейчас находиться в строю полноценным специалистом, а не отбывающим свой номер «уважаемым ветераном».

Получилось так, что, находясь на службе спасения людей, Казиев чуть поздно обзавелся семьей. Сегодня Зейтун и его избранница Зурият растят четверых детей – трех дочерей и одного сына. Все они пока – учащиеся школы, но недалек тот день, когда кто-нибудь из них возьмет, да и пойдет по стопам своего отца, будет спасать попавших в беду людей. А, может, как в старые и добрые времена, будет переводить туристические группы по горным перевалам по знаменитому «101-му маршруту»?

Возвращаясь к недавнему юбилею Зейтуна Хангериевича, мы присоединяемся ко всем поздравлениям, прозвучавшим в его адрес, и желаем ему всегда оставаться боеспособной единицей, способной вовремя прийти на помощь попавшим в беду людям.