Магомед Бозиев, начальник участка базы ГДЗС Кабардино-Балкарской противопожарно-спасательной службы, с виду человек очень скромный и спокойный. Ни за что не подумаешь, что когда-то он был одним из бесстрашных огнеборцев своего поколения. Однако, на его «пожарную» долю выпало столько всего разного, что впору написать о нем чуть ли не отдельную книгу.
За годы работы в пожарной охране Бозиеву «посчастливилось» участвовать в ликвидации нескольких десятков пожаров. Спасение людей настолько вошло в его жизнь, что он уже считал это делом обыденным и само собой разумеющимся.
Магомед лично спас двух девушек во время пожара в пятиэтажке на проспекте Шогенцукова. Затем спас мужчину в одной из высоток на том же проспекте. Выносил из огня мужчину-инвалида (без обеих ног!) с пожара, произошедшего в одном из частных домовладений по улице Винницкой в Нальчике. И это – далеко не полный список.
Но самым сложным и запоминающимся для Магомеда Бозиева и его боевых друзей стал пожар, произошедший 7 июля 1996 года в 16-этажном жилом доме, расположенном на проспекте Кулиева в Нальчике.
Сообщение о пожаре поступило на пункт связи пожарной части №1 в 8 часов 44 минуты. По прибытию на место вызова было установлено, что горит изоляция электрического кабеля, а из-за густого и ядовитого дыма, поднимавшегося по лестничным пролетам, у жильцов дома возникла паника. Люди выскакивали на лоджии и балконы и взывали о помощи.
Лифт был, разумеется, отключен. Но буквально за несколько секунд до его отключения в него зашел мужчина, который оказался там же и заблокированным. Первым делом, звено газодымозащитников во главе с командиром отделения Магомедом Бозиевым сбило пламя и приступило к эвакуации жильцов дома. Сначала они разобрали двери кабины лифта и вызволили оттуда «пленника», успевшего надышаться едким дымом. Затем, поднимаясь от одного этажа на другой, Магомед и его коллеги прошлись по квартирам. Собирая на одной площадке жильцов именно этого этажа, бойцы смачивали полотенца, обворачивали ею органы дыхания людей и выводили их по лестничной площадке в безопасное место на улицу. На более слабых здоровьем надевали кислородные маски. Параллельно велась эвакуация людей по приставленным к окнам многоэтажки автолестницам.
Звено ГДЗС Магомеда Бозиева добралось до 10-го этажа. На остальных этажах работали другие группы, которые таким же способом выводили на улицу впавших в панику людей. По признанию Магомеда, как ни странно, но наиболее послушными и спокойными при эвакуации были дети (!), чего не скажешь об их родителях.
Благодаря высокому профессионализму пожарных и их безупречному мужеству никто из жильцов дома не пострадал. Даже их имущество не было повреждено огнем! Как выяснилось позже, всего огнеборцами в этот день из 16-этажки в безопасное место было эвакуировано свыше 250 человек.
За мужество и героизм, проявленные во время тушения этого пожара, Магомед Бозиев был награжден медалью «За спасение погибавших».
Беседуя с Магомедом, я услышал от него неожиданную фразу:
– Я уже давно не выезжаю на пожары, так как не состою в дежурном карауле. Но ко мне до сих пор на улицах Нальчика подходят совершенно незнакомые люди и благодарят. Я, разумеется, не понимаю, в чем дело. Тогда они мне говорят: «Ты спасал меня на пожаре тогда-то и там-то». До чего это бывает приятным, словами не передать! Вроде бы столько лет уже прошло, а люди помнят меня!
Наверное, только ради одного этого стоило Магомеду Бозиеву прийти в пожарную охрану. В 1984 году он и его друг Мусарби Анаев, узнав о том, что идет набор людей в противопожарную службу республики, устроились туда на работу. Чтобы не только на жизнь зарабатывать, но и спасать людей. Кто мог тогда знать, что именно так и будет?!
Примечательно, что за мужество и героизм, проявленные во время тушения пожара на проспекте Кулиева в 1996 году, медалью «За спасение погибавших» был награжден не только Магомед Бозиев, но и его друг Мусарби Анаев, который бок о бок со своим командиром отделения принимал участие в спасении жильцов дома.